Письмо к женщине

06.04.2018 08:25

Сергей Есенин. Поэт-скандалист. Поэт-хулиган. Он навсегда останется человеком-загадкой, с трагической судьбой. Многие режиссеры пытались раскрыть его образ, приоткрыть завесу тайны его раннего ухода из жизни. Свою версию жизни и творчества Сергея Есенина для пензенской публики готовится представить актер и режиссер Андрей Захаров.

— Андрей, почему именно творчество Сергея Есенина вдохновило вас на создание спектакля?

— Во время моей учебы в театральном институте нам рассказывали об изнаночной стороне жизни поэтов и писателей, вот тогда-то меня и заинтересовал Сергей Есенин. Точнее, я открыл его для себя с другой стороны, которую в школе обходили. Вся его жизнь пронизана загадками, бурными романами и богатым разноплановым творчеством. Причем, он – поэт из народа, который писал на понятном народу языке – живом и очень образном. Поэтому Есенина легко визуализировать для зрителей. И, повторюсь, мистическая составляющая его биографии – еще один крючок, который зацепил меня. Захотелось разобраться в Сергее Александровиче самому и потом заинтересовать его творчеством других.

— Получилось в процессе работы приоткрыть завесу тайны?

— Знаете, получилось! Лично для себя я открыл много новых граней личности Есенина, пока работал над образом. При всем величии его таланта он оставался довольно простым человеком, который жил в очень непростое время. Он успел очароваться и разочароваться в новой власти, он постоянно искал себя в творчестве, метался от женщины к женщине в поиске сильного чувства. Поэтому его поэзия - это глубокий колодец, а не просто размашистые стихи о любви к Родине.

— Ваш спектакль «Письмо к женщине» соткан лишь из поэтической составляющей жизни Сергея Есенина?

— Нет. Назвать спектакль просто «читкой» однозначно нельзя. Это полноценная постановка, включившая в себя актерскую игру, игру света и тени, и, безусловно, прочтение самих стихотворений Сергея Есенина. Кроме поэзии у нас вплетены в действо несколько песен, автобиографические отрывки и атмосферная музыка, которая сопровождает весь спектакль. Но лирика, безусловно, занимает основное место в постановке. Мы взяли три его произведения: «Черный человек», «Любовь к Родине» и «Письмо к женщине». Причем, последнее из них мы иногда не показываем, если публика в зале моложе 16 лет. В инсценировке мне помогает молодая и талантливая актриса Пензенского областного драматического театра Юлия Кузьмина. До нее роль возлюбленной поэта исполняла другая девушка, но у нас с ней не случилось «химии» на сцене, не было души в актерской игре, поэтому пришлось сменить партнера.

— Постановка больше для камерного зала или для большой сцены?

— Пока наш формат – это камерный зал. Так легче достучаться до зрителя. Тем более спектакль наш весьма мобильный, реквизит минимальный – это костюмы, свет и музыка. Пока показывали «Письмо к женщине» мы только один раз в литературном музее. Но уже получили и первые отзывы. Большинство положительных, есть, разумеется, и те, кто советовал что-то изменить.

— А какая главная идея постановки на ваш взгляд? Что должен вынести зритель?

— Если говорить о зрителе школьного возраста, то я бы хотел, чтобы он после спектакля вынес из библиотеки книгу Есенина и почитал ее. Меня очень расстраивает повальная «компьютеризированность» подрастающего поколения. Хочется, чтобы они больше общались вживую, читали бумажные книги и думали самостоятельно, а не схваченными где-то готовыми клише. Я с помощью образа Есенина, на примере его жизни стараюсь донести до зрителей, что необходимо быть внутренне свободными, нужно любить и не бояться своих чувств. Не стоит запирать себя, иначе потом нереализованность и различные страхи могут просто выжечь тебя изнутри.

— Скажите, а в какой из романов Есенина вы верите? Кого из своих женщин он по-настоящему любил?

— Мне кажется, что он любил всех. По-разному, конечно. Он просто постоянно был в состоянии творческого поиска, поэтому не всегда понимал, что именно ему нужно. Действовал на эмоциях. Осознавал свои ошибки Сергей Александрович, к сожалению, позже. В искренний роман с Айседорой Дункан я не верю, на мой взгляд, это как раз была импульсивная вспышка у него. А вот в глубоком чувстве к Зинаиде Райх я не сомневаюсь. Судя по воспоминаниям его друзей, письмам, стихам и фактам биографии свою любовь к ней Есенин пронес через всю жизнь.

— Где можно увидеть ваше «Письмо к женщине»?

— Мы планируем выступления в школах Пензы и области. Все-таки произведения Сергея Есенина есть в школьной программе, поэтому подрастающее поколение – это наша главная аудитория. Будут благотворительные спектакли в интернатах. Но и взрослую публику мы не обойдем своим вниманием – следите за афишей на моей страничке в интернете и в группе «Дорогого удовольствия».