Станислав Ходос

07.09.2018 10:08

Архитектурная биеннале в Венеции — событие глобального масштаба. В ней приняли участие 64 страны, шесть из них - впервые, в том числе Ватикан. Здесь «сверяют часы» не только архитекторы, но политики и девелоперы. В числе тех, кто заглянул в будущее, был и Станислав Ходос – генеральный директор «Архитектурной мастерской Л.М. Ходоса».

- Станислав, расскажите немного о "Венецианской архитектурной биеннале – 2018" и о своих впечатлениях?

- Впечатлений много, все они очень яркие и позитивные. Само событие проходит раз в два года. Прошлая биеннале размышляла над тем, как архитектура может помочь человечеству справиться с главными неприятностями: бедностью, миграцией и экологическими кризисами. В этот раз организаторы, видимо, решили предоставить участникам еще больше простора для творчества и дали тему «Свободного пространства» (Freespace). Интересно, что каждая страна по-своему интерпретировала это понятие.

- Какой из представленных на выставке павильонов показался вам наиболее интересным?

- Я бы выделил несколько. Конечно же, это обладатели «Золотого Льва» за лучший национальный павильон – мастера из Швейцарии. Их проект «Svizzera 240. House Tour» не оставил равнодушным никого из посетителей.

Благодаря особой форме презентации, а именно «House Tour» (тур по дому), проект фокусировал внимание на внутреннем пространстве, интерьеры которого построены в переменном масштабе и соединены вместе, образуя подобие лабиринта из сказок Льюиса Керролла. Таким образом, помещения воспринимались в соответствии с эмоциями, возникающими благодаря его архитектурным формам: объему ± 240 сантиметров (эта цифра как раз обозначена в названии проекта), белым стенам, плинтусам, деревянным или кафельным полам, стандартным компонентам отделки. Еще на меня произвел впечатление павильон Великобритании. Он точно был самым неординарным и дерзким. Наверное, поэтому и получил приз зрительских симпатий. Тему «свободного пространства» обыграли с помощью пустого выставочного павильона. Никакой мебели и предметов интерьера – голые, покрашенные в белый цвет стены с подсветкой. На мой взгляд, весьма интересная мысль.

- А проект соотечественников не произвел впечатления?

- Почему же, произвел! Но я, банально, не успел уделить ему внимание – слишком много нужно было обойти за короткое время. Но нашу концепцию вокзала – оценил. Задумка и исполнение (внешне павильон был похож на Казанский вокзал) мне показались интересными. Жаль, что внутреннее наполнение не смог увидеть.

- Вы сейчас возглавляете свою архитектурную мастерскую и занимаетесь различными проектами для благоустройства городской среды. В том числе и для Пензы. Можем ли ждать воплощения в вашей работе каких-то идей "Венецианской биеннале – 2018"?

- Интересный вопрос. Я считаю, что так или иначе яркие впечатления заставляют рефлексировать, хотим мы того или нет. Но повторяться не станем, будем воплощать в жизнь свои оригинальные идеи.

- Есть ли у вас кумиры в архитектурном мире?

- Насчет кумиров – не знаю, но, однозначно, есть те, чьи работы мне интересны. Раз уж мы заговорили о современной российской архитектуре, то это Тотан Кузембаев, под его руководством я работал 7 лет после окончания МАРХИ. И второй, интересный для меня архитектор, – Александр Бродский. Дерево в архитектуре всегда меня привлекало. Из мастеров других стран сразу хочется назвать Zumthor, BIG, MVRDV, Herzog De Meuron.

- Сейчас вы в соавторстве с московскими специалистами занимаетесь масштабным преобразованием центральных объектов Пензы: вокзала, набережной, скверов и площадей. Было ли страшно браться за такой проект?

- Не страшно, но ответственно. Проект тщательно прорабатывался, проходили общественные обсуждения. Для консультаций по проекту были приглашены архитекторы из западных стран West 8 и Okra. И в итоге, вместе с нашими соавторами мы постарались создать именно то, что называется «комфортной средой».

- Ваша работа подразумевает одновременно и творчество, и четкость. Как удается быть вдохновленным художником и вместе с тем собранным руководителем?

- Вдохновение черпаю в творчестве коллег архитекторов со всего мира, ведь сейчас все проекты и все события можно увидеть в сети, в режиме онлайн. Люблю кино, мои любимые режиссеры – братья Коэны. Когда нужно переключить внимание или «разгрузить голову», то гуляю в парке или играю в большой теннис, иногда провожу время за просмотром видеоблогов и стримов, читаю Medusa. Для меня смена деятельности - лучшая психологическая разгрузка.

- О чем вы мечтаете?

- О новых путешествиях, люблю интересные страны. Хотелось бы поучаствовать в новых проектах, для меня, в последнее время, все больше интересна тема городского планирования.