Властелин колец

20.05.2019 07:16

Искусство должно удивлять! Люди порой ставят мне в пример большие продажи в ювелирных магазинах, но разве знают они, какое это удовольствие – кольцо, у которого нет десятков копий? Не ты выбираешь украшение, а оно – тебя!

— С 2012 года вы полноправный «властелин колец» в свободном полете. Поэтому хочется спросить: ваше недавнее вступление в Союз художников России – случайно или преднамеренно?

— Когда человек по-настоящему любит свое дело, он получает и все остальное. Просто однажды на выставке в Москве мне задали вопрос: а не хочу ли я?.. Мой арт-директор Ольга отреагировала быстро: мы собрали рекомендации от действующих членов объединения, представили на суд жюри мою коллекцию колец и погрузились в ожидание.

Председатель творческого объединения современных художников лично вручил членский билет, удостоверение и поздравил рукопожатием. И это почетно, потому что ювелиров в Союзе художников очень мало.

— А что для вас творчество? Это выход из зоны комфорта, поиск вдохновения во внешнем мире?

— Творчество для меня – это сама зона комфорта. Я уже нахожусь «в мире», зачем мне выходить вовне? И вообще, люди, которые создают что-то новое в искусстве, – несчастные люди. Тебя свыше назначают проводником. Так что причем тут вдохновение? Творческий процесс не останавливается ни на минуту! Сколько раз так бывало: придумываешь в воображении кольцо, и оно занимает все твои мысли, пока не сделаешь его в студии. Ты во власти потока, и если откажешься транслировать информацию, начнется творческий кризис, который может длиться годами.

— А кольцо для вас – это цель или процесс?

— Однозначно не ответишь. Представьте: вы рисуете эскиз украшения карандашом на бумаге, уже точно знаете, какая форма, какой камень. Это результат или процесс? Мне кажется, украшение, перенесенное на бумагу, не является результатом. Но, в то же время, является им. Я пробовал менять задумку – не выходит! С другой стороны, чем сложнее и недостижимее цель, тем интереснее процесс.

Для чего художникам и дают творческие мастерские в уединении – чтобы в тишине среди хаоса мыслей найти баланс: с одной стороны, сделать все максимально лаконично, а с другой, чтобы был конфликт, иначе скучно!

— А можно сказать, что конфликт – основной принцип вашего фирменного стиля?

— Отчасти, да: я воплощаю это через разницу фактур или рваные формы. Например, низ кольца – классический, гладкий, а верх – искривленный. Или камни ровной огранки, но разного цвета и вплетенные в неровные золотые нити. Принцип один: и в человеке должен быть зазор, и в украшении, – тогда интересно. И это не про «сочетать несочетаемое». Это про то, что правил нет: кто сказал, что так нельзя, что это не сочетается? Скажите мне, как не надо, – и я так сделаю!

— Это ваш протест?

— Нет, это свобода! Знаете, какое самое главное преимущество есть у свободного мастера? Отсутствие профильного образования! Получать можно любое, смежное или нет, главное – непрофильное, потому что там вас в такие рамки зажмут, столько штампов и ненужных запретов в мозги поместят, что вы не сможете потом из этого вырваться!

— А как вы стали ювелиром и поняли, что это ваше?

— Я сменил много профессий, прежде чем попал на ювелирное производство учеником. Но мне всегда было интересно попробовать. Уже в 12 лет я изобретал какие-то смешные цепочки, браслеты: вытачивал из железок, наматывал на гвозди проволоку, молотком расплющивал. Поэтому пошел на производство как ученик. И уже через полгода понял, что в ювелирном искусстве нет конечной точки развития, направлений здесь – море! То авторское творчество, в котором я сейчас, – это высшая ступень. За всю историю земли не выпало ни одной одинаковой снежинки! Нас 6 миллиардов – и мы все разные.

У меня более 1000 колец, а сколько еще будет, – и нет похожих! И у каждого из них – своя жизнь. Люди порой ставят мне в пример большие продажи в ювелирных магазинах, но разве знают они, какое это удовольствие – кольцо, у которого нет десятков копий? Ведь не ты выбираешь украшение, а оно – тебя!